Как открыть МФО в 2024 году: пошаговое руководство и советы экспертов


В статье описаны основные этапы в открытии МКК (МикроКредитной Компании) или МФК (МикроФинансовой Компании), обобщенно МФО (МикроФинансовая организация)
Что Вы узнаете?
Какие этапы в открытии МФО
Описаны все этапы необходимые для открытия МКК, начиная от регистрации, заканчивая подготовкой необходимых юридических документов.
Подробно описано, что конкретно и на каком этапе открытия требуется.
Как получить консультацию
Указаны ссылки для оформления заявки на бесплатные консультации по всем вопросам, связанным с открытием МКК
Шаблоны документов
Даны ссылки на шаблоны документов, которые Вы сможете скачать

В открытии МФО - есть 5 основных этапов

Этап 1. Определяет сам бизнес. С остальным - проще-)
Вам необходимо определиться с самой важной составляющей - как вы планируете работать?

Какие займы вы планируете выдавать?
  • На какой срок?
  • Под какой процент?
  • Будут ли использоваться залоги, например ПТС ?
  • Будете ли вы предлагать дополнительные услуги, например страховки?
Каким способом Вы будете выдавать займы?

  • Через офис?
  • Онлайн?
  • В комбинированном варианте?
Например, первый раз - подписывать договор лично, далее - онлайн.

Или

Для крупных и залоговых займов потребуется личное присутствие клиента, а небольшие суммы - выдавать онлайн.

Или

По некоторым продуктам Ваши агенты будут сами выезжать к клиентам?
Кто будет отвечать за отчетность перед контролирующими органами?

ЦБ требует сложной отчетности, а штрафы за несоблюдения сроков и требований - высоки, поэтому Вам без вариантов потребуются профессионалы.

Следует отметить, что отчетность собирает СРО и затем самостоятельно передает необходимые данные в ЦБ, перед этим проводя собственные, достаточно серьезные проверки. (МФК сдают отчетность и в СРО и в ЦБ)

Обычно новые компании, открывающие МКК предпочитают работать с профессиональными аутсорсинговыми бухгалтерскими компаниями, специализирующимися на Микрофинансовой деятельности.

Все, кто это не понимал - ЦБ исключал из реестра микрофинансовых организаций “пачками”.
Для понимания масштаба исключений МФО из реестра - простая статистика:

Количество действующих МФО снизилось с 4200 компаний в 2014 г. до 1009 на конец 2023 г., т.е. количество компаний с момента начала активной фазы регулирования сократилось в более, чем 4 раза!

Какую отчетность нужно сдавать после открытия МКК - Вы можете прочитать в статье Какую отчетность сдают МФО?

Если вам требуются консультации по выбору бухгалтерской компании для ведения отчетности МКК - оставьте заявку на бесплатную консультацию.

Это вас ни к чему не обязывает, при этом Вы точно сможете узнать много нового!
Кто будет генеральным директором?

К генеральному директору МКК - предъявляется набор требований в том числе среди наиболее важных

  • Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации), подтвержденное документом об образовании и о квалификации
  • Опыт руководства финансовой организацией либо структурным подразделением финансовой организации, осуществляющими деятельность на финансовом рынке, или опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, Банке России не менее двух лет.
Какое программное обеспечение у вас будет?

Это один из ключевых пунктов, наравне с ведением бухгалтерского учета МФО и отчетности перед контролирующими органами.

Фактически, без выбора качественного программного обеспечения выполнить требования ЦБ, в том числе по взаимодействию с Бюро Кредитных Историй - в настоящий момент просто невозможно.

В частности про новые требования по обязательному взаимодействию с БКИ в части получения ССП - вы можете прочитать по данной ссылке.
А так же о рисках не перехода на новые форматы БКИ

Если Вы хотите узнать, какой список вопросов после открытия МКК требует обязательной автоматизации - запишитесь на бесплатную консультацию по ссылке
Этап 2. Открыть ООО или АО
Это достаточно простой этап, список необходимых документов приведен ниже.

Итак, для регистрации МФО вам потребуется:

1. Определиться ООО (общество с ограниченной ответственностью) или АО (акционерное общество) Вы открываете

В подавляющем большинстве случаев нужно открывать ООО.
Если же Вы планируете размахнуться на АО, то очевидно Вы и сами знаете про его преимущества, но и сложности, с ним связанные.

2. Учредительные документы
Устав, решение об учреждении, договор об учреждении (для нескольких учредителей), список участников

3. Уставный капитал
Зависит от того, что Вы планируете открыть - МКК или МФК.

Что выбрать из них выбрать? Зависит от того, планируете вы привлекать деньги от физических лиц или нет.
Если НЕ планируете, то Вам нужна МКК (МикроКредитная Компания).
Если планируете привлекать деньги от физических лиц - Вам нужна МФК (МикроФинансовая Компания).

У них разный уставный капитал, а именно:
Для МКК в 2024 году это минимум 5 млн рублей, для МФК - от 70 млн рублей. Средства могут быть внесены на временный счет, открытый на имя компании пока компания вступает в реестр.

А также у них разные требования по отчетности
Для МФК - она она сдается чаще и в большем объеме.

Подробнее про учет и отчетность МКК и МФК вы можете прочитать тут

ИТОГО

По результатам - у Вас должен быть готов пакет документов для регистрации МФО (перечень ниже)
- Заявление о регистрации (форма Р11001)
- Устав (2 экз.)
- Решение/договор об учреждении
- Квитанция об оплате госпошлины
- Документы на юридический адрес
- Документы на директора и учредителей

Подготовленные документы подайте в налоговую инспекцию. Это можно сделать лично, по почте, через представителя или онлайн через сайт ФНС или Госуслуги. Дождитесь получения листа записи ЕГРЮЛ, устава с отметкой ИФНС, свидетельства о постановке на учет.

Нужна помощь в открытии - оставьте заявку на бесплатную консультацию и мы обязательно Вам поможем! Ссылка на заявку
Этап 3. Внесение в государственный реестр микрофинансовых организаций
Ведет данный реестр Центробанк

Этот этап для многих незнаком, поэтому подробно перечислим все документы:

  • Заявление о внесении сведений о юридическом лице в реестр по форме приложения 1 к Указанию Банка России № 3984-У;
  • Учредительные документы юридического лица;
  • Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (указанные сведения предоставляются в свободной форме без приложения подтверждающих документов);
  • Решения об избрании (о назначении) должностных лиц и органов управления юридического лица, действующих на день представления документов в Банк России;
  • Сведения об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица по форме приложения 2 к Указанию Банка России № 3984-У;
  • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий правовой статус учредителя (участника, акционера) - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями (участниками, акционерами);
  • Правила внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;



По бухгалтерским документам понадобятся:
  • Расчет собственных средств
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о финансовых результатах юр лица
  • Регистры бухгалтерского учета юридического лица
  • Документы юридического лица об активах (произвольная форма)
  • Документы об остатках денежных средств на счетах, вкладах и (или)выписки по счетам (депозитам) или иные документы, подтверждающие наличие денежных средств
  • Выписки по счетам депо на которых учитываются ценные бумаги, принадлежащие заявителю и (или) иные документы подтверждающие право собственности на ценные бумаги


Подача документов в реестр осуществляется через личный кабинет на сайте ЦБ РФ

Если вам нужна помощь в подготовке и подаче документов для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций - будем рады Вам помочь. Для этого оставьте заявку по ссылке


Этап 4. Вступление в СРО
Не позднее 180 дней с момента регистрации МФО, вам необходимо вступить в СРО (саморегулируемую организацию).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Это обязательное требование, согласно законодательству!

Выбрать Вам предстоит из двух СРО, а именно:

- СРО «МиР»
- Союз «Микрофинансовый Альянс»

Какую СРО выбрать - зависит от Ваших предпочтений, но если Вам нужны консультации, какую СРО выбрать под Ваши потребности - Вы знаете, кому оставить заявку -)

Этап 5. Подготовка документов, обязательных для ведения деятельности
Рынок МФО - зрелый рынок, который подвергается серьезному регулированию уже более 10 лет.

Поэтому все документы для ведения деятельности от договора до займа до форм отчетности - строго зарегулировано, включая где, что и каким шрифтом должно быть написано (про шрифт - это не шутка).

Каждое движение (событие) по займу сопровождается обязательным уведомлением Бюро Кредитных Историй, которые в свою очередь пересылают данную информацию в ЦБ.
Даже отсутствие событий в займе в течении определенного времени - должно быть отправлено в БКИ!

Как уже было упомянуто выше, без качественного программного обеспечения выполнить данные требования невозможно.

Будем рады подробно рассказать Вам о всех наших возможностях и ответить на любые Ваши вопросы.
Консультация Вас ни к чему не обязывает, но гарантированно дает много новых знаний!

Оставить заявку можно здесь


Полный список документов очень большой, часть из него нужно готовить под Вашу ситуацию, но часть документов из упомянутых в статье Вы можете скачать по ссылке



После прохождения 5 этапов - ВЫ ГОТОВЫ К УСПЕШНОЙ РАБОТЕ!

Наша компания Кристалл

Работает на микрофинансовом рынке более 12 лет, практически с момента его появления и мы готовы подготовить Вам все вопросы, связанные с документами, настройкой программного обеспечения, в том числе в части обмена данными с Бюро Кредитных Историй - “под ключ”.

Как компания "Кристалл" может комплексно Вам помочь?

Обратившись к нам, вы получите профессиональные консультации по:

По выбору оптимального формата МФО, подготовке документов, прохождению регистрации в ЦБ и вступлению в СРО.
Выбору программного обеспечения, которое позволит обеспечить все потребности вашего бизнеса
Бухгалтерское сопровождение
Сопровождение вашей МФО на всех этапах развития, от регистрации до выхода на плановые показатели прибыльности.
Рекомендации по подбору партнеров для различных аспектов деятельности, например для выдачи и приема денег для онлайн-кредитования

Почему стоит выбрать Кристалл?


Мы не просто оказываем разовые услуги, а стремимся стать вашим надежным партнером, который всегда готов прийти на помощь и поделиться экспертизой.


Если у Вас есть вопросы по открытию МФО, оформите заявку и мы с удовольствием бесплатно произведем все необходимые Вам консультации!

Может быть так же интересно

Смотреть еще
Оставьте свой номер телефона и мы с Вами свяжемся!
Или Вы можете позвонить сами
+79326131032
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»